Вторая часть попытки попробовать Darktable - чтение документации и проба каждого из модулей

Итак, заранее прошу прощения, что продложение будет не из разряда клёвых сравнений, умных статей и прочего. У меня задача совсем другая, понять, насколько darktable подойдёт мне, и именно мне :). поэтому и описывать я буду то, что волнует меня. ну а раз я знаю про darktable чуть меньше, чем ничего, то и делать я скорее всего буду вещи на так, как сделали бы это люди владеющие редактором. Ну да, чукча не читатель, чукча писатель.

Откроем один из выбранных файлов для редактирования, можно кликнуть дважы на нём в модуле просмотра, а можно перейти в модуль обработки сразу (верхняя панель) и там в нижней панельке уже выбрать нужный нам снимок.

Итак, для начала, просто из любопытства, пробуем первые крутилки методом тыка:

"контраст, яркость, насыщенность".

Увеличиваем контраст и тут же понимаем, что лайтруму в плане цветопередачи место на помойке. Сколько раз я матерился, когда после сильного изменения распределения яркостей в лайтруме цвета становились дико кислотными, это ж и не перечесть. А всё от чего, всё от процессинга в ргб пространстве. В ДТ модули написаны под различные пространства и многие модули работают в пространстве CIELAB, И с тональной кривой (яркостями) в этих модулях можно играть до посинения, цвет это не извратит.

для сравнения: слева оригинальное неконтрастное изображение, далее лайтрум с прибавленным контрастом (цвет поплыл), далее ДТ с прибавленным контрастом - цвет остался, как был. И увеличить потом насыщенность по желанию элементарно крутилкой насыщенности. То есть, имеем мух отдельно, суп отдельно - то, что доктор прописал.

Как я после этого вернусь к лайтруму? Обплююсь же весь.

Под каждый модулем у нас имеются настройки применения даного модуля, названные "Смешивание".

сначала эта штука озадачила, потом разобрался, что это сделано для частичной обработки снимка.

Там есть несколько режимов:

- равномерное
- рисуемая маска
- параметрическая маска
- рисуемая и параметрическая маска

Это довольно полезный инструмент, пользуясь которым можно различными способами ограничить область применения инструмента (будь то область на снимке, диапазон яркостей, набор каналов или же их смесь), а так же изменть силу его применения. Косвенный плюс - включив параметрическую маску можно понять, в каком пространстве работает этот модуль - rgb или lab :).

Примеров использования может быть много, в частности повышение насыщенности цвета только у тёмных пикселей, или принуждение модуля работающего в RGB манипулировать только яркостью в режиме HSV.

Бегунки в модулях довольно маленькие и тянуть их трудно, поскольку для этого надо ткнуть точно в треугольничек, однако там есть режим активации бегунка правой кнопки мышки, после чего открывается выпадающее окно. В него сразу можно вбить желаемое цифровое значение (просто клик правой кнопкой мышки на бегунке и затем набор цифр на клавиатуре), либо изменять значение бегунка гоняя мышь вверх/вниз влево/вправо по открывшемумся окну. Чем ниже мышь в это окне, тем точнее можно корректировать значение, чем выше, тем быстрее изменяются значения.

Колёсиком мышки так же можно изменять значение, что для мелких изменений удобнее, чем пытаться попасть в этот долбаный треугольничек.

Изменить файл для редактирования можно в нижней панельке, так же, как и в лайтруме.

Название файла и данные о нём показываются в левой панельке, в модуле под названием "метаданные", который, соответственно, нужно для этого развернуть.

Модули в правой панельке сгруппированы и изменить эти группы нельзя. Переключаются группы кнопками под гистограммой. В порядке очерёдности это:

- активные в данный момент модули
- избранные нами модули
- основные
- тоновоспроизведения (работа с яркостью)
- цветокоррекция
- коррекция
- творческие


Важно: в первой вкладке модули расположены в порядке их применения к картинке - снизу вверх. то есть чем ниже модуль, тем раньше он участвует в обработке снимка.
По факту, многие модули в ДТ делают далеко не одну вещь и их распределение по этим группам весьма условно. Я считаю, что это совершенно лишнее и ненужное усложнение интерфейса. Гораздо лучше было бы присваивать цветовой код модулям и вешать рядом с ними соответствующую плашку, если уж так хочется их отнести к какой-то группе. Ну и если совсем невмоготу, повесить кнопки прячующие/показывающие эти группы.

Бродить же между табами туда-сюда, а проявка это обычно процесс где часто приходится это делать, имеет мало смысла и может лишь воровать время человека. Вполне достаточно иметь две группы - рабочие модули и все модули.

Внизу имеется "список модулей", содержащий все модули вообще. Их можно добавлять в интерфейс и убирать оттуда.

Один клик добавляет модуль в "родную" ему группу, второй добавляет его в "избранные", третий убирает вообще (при этом фон у строчки изменяется с серого на чёрный).

Каждый модуль имеет 3, а иногда 4 кнопки рядом с названием.
Первая кнопка - включить/выключить.

Вторая кнопка - сохранение текущих настроек, как профиля модуля, использование имеющихся профилей.

Третья кнопка - сброс параметров.

Четвёртая кнопка - создание копии модуля.

Большинство модулей можно использовать многократно с помощью четвёрой кнопки. Так можно, например, наложить несколько тональных кривых последовательно или шумодав воткнуть несколько раз с разными настройками, ну и так далее. Это бывает реально полезно и удобно.

Профили могут автоматически включаться основываясь на параметрах снимка. Для этого при создании профиля можно выбрать параметры EXIF'а, на которых будет основываться их автоприменение - фокусное, исо и тд. Ну и поставить галочку на автоматическом применении.

Гистограмму можно тянуть посекторно, но это лишь альтернативный метод работы с модулем "Экспозиция".

Пересветы/недосветы, а так же вылетевшие за цветовое пространство пиксели можно подсветить кнопками в нижней панельке - справа-внизу под фотографией. Опять же, мягко говоря, странное расположение. Подобному место у гистограммы, но никак не у списка файлов.

Там же кнопка для просмотра того, как оно будет выглядеть на принтере (через профили принтера), всякие перцепционные модели через littlecms2.

Пипетка расположена в левой панельке. Её можно переключать между режимами LAB/RGB, что удобно. Показывает данные рассчитываемые уже после применения цветового профиля монитора.

Есть ещё локальные пипетки - в некоторых модулях, они берут данные не итоговые, а на своём уровне обработки. Разумно, удобно.

Масштабировать изображение можно с ctrl+колесо мышки, либо средней кнопкой мышки.

Eсть обширная поддержка цветовых профилей, как на уровне импорта из рава так и при экспорте. Посередине меж этими двумя, ДТ старается не обрезать несуществующие цвета, продолжая работать с ними, как с нормальными значениями. но, при желании, как на уровне ввода, так и вывода можно настроить преобразование несуществующих в нечто по выбору.

Все созданные маски можно найти в одном месте - в левой панельке.

Для сравнения вариантов проявки есть довольно удобная фича - "сделать снимок" в левой панельке. Делаем снимок, меняем какие-то настройки обработки, потом нажимаем в левой панельке на сделанном ранее снимке и видим наш кадр поделённый пополам (можно двигать зону и крутить) - как было, как стало. фича реализована достаточно удобная, проста и может быть сильно полезна.

Ну, вроде с базой для работы всё, теперь можно перейти и к чтению документации по модулям :).

Галопом по модулям, читая доку пробуем их в деле.

Модули основные.

Модуль "Трансформация" (Crop and rotate).

Умеет делать коррекцию перспективы/вращение с автообрезкой краёв. Эт хорошо, ибо обрезка краёв ручная сильно доставляет иногда :).

Кроме того, в это модуле можно наложить сетку по различным правилам - трети, золотое сечение, треугольники и тд.

Модуль "Ориентация" (Orientation).

Повороты на 90 градусов.

Модуль "Тени и Света" (Shadows and Highlights).

Модуль по идее предназначен для работы с тенями и светами, но на практике, на мой взгляд, имеет ограниченную полезность только для работы со светами.

Для пробы я долго, несколько вечеров сидел и колупал один снимок на предмет повышения яркости снежного кадра так, чтобы при этом он стал белым, контрастным, но снег не вылетел. В лайтруме это делается довольно просто, белую точку вниз, пересветы подавить, экспозицию вверх и всё. Цвета улетели, но мы же не про них, верно.

В ДТ же, сколько я не мучался, использование приглушения "светов" на пару с попыткой поднять яркость, вызывало только раздражение. Сильное. Очень. Ну, вы меня поняли ).

При этих попытках я постоянно ловил себя на мысли, что оно "неюзабельно, а как всё было хорошо".

Почему-то я думал, что модуль яркость/контраст/насыщенность раньше в конвеЙере чем света/тени. И даже не почему-то. Ведь логично, сначала изменить яркость, а потом исправить вылетевшие за грань тени и пересветы. Никто же не делает наоборот - сначала исправляет ЕЩЁ не вылетевшие пересветы/недосветы, а ПОТОМ изменяет яркость и контраст.

Так вот, я ошибался. Сначала идёт этот модуль, а потом уже модуль контраст/яркость/насыщенность. Что, как-то, шиворот-навыворот в моей логике. в общем, в итоге я пришёл к выводу, что надо сконцентриировать усилия на модуле "тени/света".

После долгих экспеприментов методом тыка (а как тут ещё? не исходные коды же читать :)), я всё же нашёл комбинацию, на которой выдохнул - оно работает. Ключём оказалось несколько вещей:

в-нулевых, чтобы избавиться от страшного гало, которое рисует инструмент "света", стоит сразу переключить его в билатеральный режим. гало останется, но уменьшится.

во-первых, и самое главное, что и заняло у меня Кучу времени, следует включить маску и выбрать режим наложения "среднеарифметическое". После чего "света" перестают окрашивать ветки в чёрный цвет, шарпать со СТРАШНОЙ силой всю пыль на матрице и вообще превращать фотографию в какой-то дагеротип. После того, как я это понял, возникла мысль о том, чтобы покрутить "непрозрачность", покрутил, но всё же остался при мнении, что среднеарифметическое выглядит лучше, а главное проще - всё же один бегунок вместо двух.

в-третьих, сделать радиус маленьким. вместо 100, я его сделал 2.40 (ну, так получилось :).

в-четвёртый, цветность теней и светов сделал 100%. хотя это уже так.

ну и в-пятых, после всего этого стал крутить то, что они назвали "коррекцией белой точки" вправо, а "света" влево.

и теперь это кручение стало приводить к тому, что я интуитивно ожидал сдвигая бегунки, то есть стало для меня более предсказуемым и безопасным.

в-шестых, ну и вот уже после этого я стал крутить контраст. что опять всё ломало, разумеется, поскольку шло уже после этого модуля :).

В общем, в итоге, бегунок "света" в пределах этого модуля стал вполне приемлем и желание стереть прогу отошло на пару шагов в сторону, при этом нехорошо так посмеиваясь и бросая многозначительные взгляды.

Да, и вот ещё что, по умолчанию пересветы/недосветы (под фоткой справа-внизу кнопка-квадрат пересечённая диагональю), выставлена на 98% яркости от возможной. Из-за этого у меня большая часть снега улетала в "пересветы" и я ничего не мог понять. выставив оное в 100%, всё встало на свои места.

Ну и стоит отдельно отметить бегунок "тень", назвать который полезным у меня просто совести не хватит. Я бы даже наоборот сказал, если бы редактор стоил хотя бы 1 цент. А так, ну, да, пользоваться им малополезно, ибо ограничен он строго по яркости и подтянуть им гистограмму влево или вправо не выйдет никак. Так же, как и подтянуть тени не превратив их в однородные пятна.

Для последнего, по идее, больше подходит модуль Экспозиция, но он, судя по ядренеющим в нём цветам, работает в ргб. и это огорчает. есть ещё куча прочих модулей для работы с яркостью - и зонная и волновая и кривые в лабе и уровни, но они все идут уже "апосля". в общем, пока я без понятия, как легко и просто без искажений потянуть вниз гисторграмму.

Модуль "базовая кривая" (Base curve).

Это кривая от производителя для jpg создаваемых камерой. В лайтруме при открытии рав выглядит точно так же, как при наложении этой кривой, что намекает.


Есть много кривых для камер, если для вашей нет, её можно сделать воспользовавшись инструкцией на сайте ДТ.

Странно, но модуль для меня оказался весьма значащей величиной. когда его открываешь, там видно одну общую кривую, так что я решил, что оно на цвет не должно влиять. однако, потом обнаружил на одном кадре после сильного поднятия экспозиции алый снег (и тебя она получит). Долго чесал репу, крутил всё что не крутится, тыкал всё, что крутится. в общем, делал, что мог. пока не наткнулся на эту базовую кривую, при выставлении которой в настройках производителя моей камеры снег вдруг стал белый. Простое сравнение до и после показало изменение цвета снега в лабе. так что оно либо работает с поканальным масштабированием, либо там разные кривые поканальные, либо и то и другое, либо у меня просто снег без этой кривой за гамут вылетал. но, в общем, думаю, это надо всегда по умолчанию включать, во избежание сюрпризов. К тому же, начинать с линейной кривой - это больно.

Модуль "Экспозиция" (Exposure).

К сожалению, название не соответствует назначению.

Если бы это был модуль коррекции экспозиции при проявке, то применение его ДО базовой кривой (а он стоит ДО базовой кривой) было бы идеологически неверным. Ведь при этом кривая производителя для жпега работает на изменённом тональном диапазоне.

Я поговорил с разработчиками, их логика заключается в том, что "экспозиция" предназначена для аналога "цифрового усиления сигнала в камере", а значит должна идти до любой дообработки (допиливания). Мысль понятная и имеет смысл, но проблема в том, что мне тогда не хватает модуля для экспозиции, для её коррекции ПОСЛЕ базовой кривой, но ДО исправления пересветов. Тогда как модуль "цифрового усиления" и "цифрового заглушения", мне, если честно, даром не нужен.

Для прикола решил сравнить с лайтрумом. Открыл фотку в лр и дт, применил в дт базовую кривую - фотки стали идентичны. Значит, ЛР применяет к раву по умолчанию кривую от производителя для джпегов. Отлично, прибавил по 2 стопа к экспозиции. В ЛР ничего не выбило, в ДТ выбило половину неба. о чём это говорит? что ЛР применяет экспозицию после кривой а ДТ до? может и нет, слишком уж разный процессинг. По идее, надо провести эксперимент с серым файлом, но сейчас вломы.

Более того, модуль работает в пространстве rgb и, например, при смещении бегунка "тени", цвета привычно уплывают. После продолжительного массажа репы, нашёл способ это изменить:

нужно включить смешивание для exposure, и выставить режим наложения - светлота в hsv. я не вполне уверен, что hsv это наше всё для точной цветопередачи, но работать будет :).

Модуль "контраст/яркость/насыщенность" ().
Лучше сразу убрать, Делает то, что должен, делает в lab. но в силу расположения после модуля тени/света, неудобен. К тому же, модуль с кривыми стоит позже, а значит, если после выведения кривых мы сдвинем контраст или яркость, то наши настройки кривых станут кривыми в прямом смысле этого слова.

Модуль "восстановление цвета" (Color reconstruction).

По описанию шутка мощная, а на практике вот всё сложнее.

во-первых, он как-то странно дружит с подсветкой зоны пересветов.

во-вторых, пиксели вылезающие за гамут и так преобразуются, так что в итоге не вполне понятно, что на что мы пытаемся исправить и где. Иногда, если верить подсветке областей пересветов, при его использовании появляются новые области пересветов, которых не было.

Это озадачивает, мягко говоря. При выводе подсветки точек за гамута, выясняется, что те зоны ранее вылетали за пределы гамута. В общем, если обращать внимание на оба этих "клиппинга", то инструмент становится понятнее.

А так он простой - первой крутилкой определяем светлоту после которой надо "исправлять" используя данных из точек со светлотой ниже. ну и далее дистанцию в пикселях и в цвете.

Модуль "Дебайеризация" (Demosaic).

Модуль демозаика (пугающим словом "Дебайеризация" детей пугать можно, честное слово :). кушай кашу! или придёт дядя и как тебя задебайеризирует в 5 проходов! не знаю как вам, а мне страшно). Тут интересный момент - полноценный демозаик делается только при экспорте и просмотре в зуме >50%, иначе картинка просто интерполируется по соседним сенселям.

Из настроек - для классического байера лучшее это amaze, у меня оно сильно артефактило вертикальными полосками, но после выставления усреднения зелёных каналов стало нормально.

В ДТ нельзя настроить алгоритм демозаика по умолчанию, в настройках ничего такого нету, поэтому я использовал метод профилирования этого модуля. В общем, сначала выбираем "amaze", который большинство людей виденных мной считает лучшим из имеющегося, потом слева от названия модуля тыкаем в крооооошечные три горизонтальных палки (привет, андроид) и создаём профиль. внутри можно ничего не менять, кроме как название вписать, да поставить галку на "автоматически применять к фотографиям соответствующим критериям" и вуаля.

Модуль "Восстановление пересветов" (Highlight reconstruction).

модуль восстановление пересветов пропускаем за имением лучшего. Этот модуль не умеет высчитывать значения по соседям, а лишь обрезает вылетевшие значения до потолочных.

Модуль "баланс белого" (White balance).

Баланс белового поставил в тупик. С одной стороны, есть возможность высчитывать по области, а не точке, что может быть удобно (снег под солнцем+снег в тени=счастье бб).

Но с другой стороны, крутилки визуально всё меняют не так, как оно выглядело в лайтруме, к которому я привык за годы. Выглядит всё абсолютно иначе. и это как-то странно. ну ладно, ЦТ из камеры они показывают разную, каждый считает по своим профилям:

- в ЛР: 5400K +5
- в ДТ: 5685K 1037

(как этих +5 попугаев приравнять к 1.037 мартышкам - я без понятия :)).

Для прикола, данные из рава:
wb_scale: 2 2 2 2
wb_rggb кадра: 2656 1024 1024 1484

После некоторых мытарств, обнаружил, что всё дело опять в отключенной "базовой кривой" в ДТ. после её применения всё стало почти одинаково с ЛР.

Модуль "Инвертация" (Invert).

Для негативов.

Модуль "Белая и чёрная точки RAW" (Raw black/white point).

Позволяет вручную ставить белую/чёрную точки рава. хардкор :).

Модули тоновоспроизведения.

В терминологии ДТ это не просто формальное название, а название отражающее идеологию, по которой туда входят модули НЕ меняющие цвет при изменение светлоты. я так понимаю, в основном, работающие в лабе.

Модуль "заполнение светом" (Fill light).

Довольно интересный инструмент. Делит кадр на 10 стопов, далее выбираем отправной уровень светлоты и количество стопов вокруг с какими будет работать. ну и прибавляем или убавляем экспозицию в этой области.

По идее, так проще, чем мучаться с кривыми или инструментами типа "вытянуть тени". мне понравилось им тени подправлять, хотя, с другой стороны, это на мой взгляд уже скорее для постпроцессинга в граф редакторе, где можно с кривыми возиться.

но в целом, всё равно удобно.

После некоторых размышлений сообразил, что этот модуль можно и стоит использовать аналогом бегунков под кривой в лайтруме. только для этого его нужно продублировать несколько раз - один для светов, один для теней, ну и ещё по одному для светлых и тёмных участков.

Модуль "Уровни" (Levels).

Ну, уровни в комментариях не нуждаются :).

Модуль "Кривая тоновоспроизведения" (Tone curve).

Собственно, кривая в ЛАБе, с возможностью как ручного, так и автоматического изменения a/b по отношению к L, зоны светлоты.

Как это ни странно, но этот модуль, стоящий очень поздно в процессинге, пожалуй наиболее подходящий для растягивания гистограммы.

Модуль "Зонная система" (Zone system).

О зонах светлоты стоит отдельно: интересный модуль, который, опять же, разбивает снимок на любое число яркостных зон показываемых линейкой разбитой на участки с разной яркостью. Их число регулируется колесом мыши.

При наведении мышки на зону, на миниатюре показывается, какие из точек входят в эту зону.

Далее, можно кликнув мышкой потянуть нужную зону расширяя её или сужая.

Таким образом, мы можем например сжать облака, потеряв в них тональные переходы, растянуть какую-то часть середины и сжать тени.

Удалить метку можно правыми кликами на треугольниках. Хотя у меня срабатывало почему-то через раз.

Понятно, что "а ещё один способ" работы с тем, что классически представлено кривой. Или, скажем, это отдалённый потомок уровней.

В принципе, удобно. но для меня это опять же функционал для граф редактора, а не конвертера. Для таких манипуляций хочется больших масштабируемых окон инструментов которые накладываются сверху, а не отъедают место сбоку. с которыми удобно работать и смотреть. Тут же, всё-таки, специфика другая.

С полчаса играл с инструментом, но до уровня получения того, чего хочу, так и не смог дойти. Достаточно сложно в применении - слишком легко свалиться в постеризацию.

Модуль "локальный контраст" (Local contrast).

Насколько я понимаю, в ЛР это кларити. по-нашему, микроконтраст ).

в общем, работает хорошо, мне понравился. хотя и не пользуюсь. может быть заменой "шарпу".

Модуль "Проекция тонов" (Tonemapping).

модуль для работы с ХДР. но я попробовал, им можно и малоконтрастные фотки успешно "разжимать". Хотя выглядят они конечно после этого иначе.

Модуль "Глобальная проекция тонов" (Global tonemap).

Ещё один модуль для ХДР. Попробовал и им разжимать свои малоконтрастные снимки, но в зависимости от кадра результаты как-то сильно разнятся, всё-таки он не для этого, а ХДР мне не нужны.

Тэкс, далее у нас модули цветокоррекции

Модуль "Вельвия" (Velvia).

Меняет насыщенность, больше в тенях, чем внизу. в ргб, похоже. яркость меняется чутка. цвета не на мой вкус, но почему нет. любителям плёнки, наверное :).

Модуль "Микшер каналов" (Channel mixer).

Позволяет пенаправлять каналы с разным уровнем усиления в серый/оттенок/насыщенность/светлоту. Таким не пользуюсь, так что пропускаю :). Имхо, это опять, скорее для портретистов или для плёночников.

Модуль "Цветового профиля вывода файла" (Output color profile).

И так понятно :).

Модуль "Цветовой контраст" (Color contrast).

Насыщенность через Lab. Простые бегунки. Крайне жаль, что нельзя их связать. если лениво рисовать кривые в a/b, то я полагаю этот модуль именно то, что нужно. Скорее всего для меня он будет главным "saturation".

Модуль "Цветокоррекция" (Color correction).

Модуль для цветовой порнографии :). Позволяет тонировать света/тени двумя разными оттенками. Поскольку я, несмотря на мнения злопыхателей, себя не отношу к любителям искажать фотки, то таким и не пользуюсь :). но в целом - работает :). можно превращать фотки в марсианские (или эльфийские, кому что ближе) ландшафты.

Модуль "Обесцвечивание" (Monochrome).

Насколько я понимаю, это попытка имитации надетого цветофильтра при съёмке. Можно навести на нужные цвета, колёсиком подкрутить размер и остальные цвета затемнятся. Не знаю, на мой взгляд название не соответствует. Яркость и обесцвечивание (монохром) разные вещи. К тому же, очень странная концепция, почему отсечение цветов через круг на квадратном цветовом поле? хз. не въехал.

Модуль "Цветовые зоны" (Color zones).

А вот этот модуль это 5 баллов. В лайтруме это вкладка HSL. С одной стороны, я не разделяю желание засунуть всё управление в одну масенькую коробочку и считаю, что [b]гораздо[/b] удобнее иметь 10 простых крутилок, чем одну, но супер навороченную панельку. С другой стороны, я понимаю и разрабов, которым любопытно впендюрить такой функционал в одну штуку. К тому же, у неё больше возможностей, чем у того же лайтрума. В отличии от последнего, мы имеем возможность не только изменять тон, насыщенность и светлоту для различных цветов, но так же и изменять область смежных цветов, на которое это изменение влияет (колёсиком), а так же самим определять середину этого эффекта в цветовом диапазоне, а не просто изменять "зелёный" или "синий". В общем - круто. единственная претензия - мелко. Такие штуки лучше иметь в полэкрана :).

Модуль "Баланс цветов" (Color balance).

Ещё один альтернативный подход к работе с кривой, поканальный и разбитый на бегунки. Отдельно можно крутить гамму, крутизну кривой или сдвигать левый край по вертикали (в итоге сдвигая левую границу гистограммы).

Модуль "Сочность" (Vibrance).

Не впечатлила. Аналог vibrance. По доке "затемняет и насыщает самые насыщенные пиксели". хз.

Модуль "Цветовой профиль камеры" (Input color profile).

Модуль профиля для цветовой интепретации на входе.

Модуль "Починка профиля ввода" (Unbreak input profile).

Добавление кривой исправляющей вылетевшие значения при использовании своего цветового профиля камеры. Кривая разбита на линейную часть и часть с гаммой, что и управаляется крутилками.

И далее у нас идут модули коррекции

Модуль "Резкость" (Sharpen).

шарп - нерезкая маска. куда ж без него ). не помню уже, когда включал его в лайтруме.

Модуль "Эквалайзер" (Equalizer).

Название по делу. Ещё один пример того, почему программистам нельзя позволять разрабатывать интерфейсы :). "в маленькую коробочку", как говаривал старик Карлсон, засунули возможность одновременной множественной раздельной коррекции яркости и цвета в зависимости от частотного распределения, причём единомоментно как в сторону затухания, так и усиления, а заодно корректировать воздействие у краёв, и всё это показывается одновременно. За полупрозрачные еле заметные вуали отдельное спасибо.

В общем, получилось очень мощно, сильно, функционально и сложно. не скажу, что неюзабельно, я разобрался достаточно быстро, минут 10 проковырялся, наверное, но я органически не переношу все эти крошечные механизмы управления из-за слабого зрения. а человек определяющий интерфейс в ДТ явно имеет вполне нормальное зрение и попросту не понимает таких проблем, для него их нет :). ну, я так думаю.

В общем, ладно, хватит лирики. Как этим пользоваться.

Есть у нас вкладки яркости, цвета и краёв. яркость и цвет это поля одной ягоды (или наоборот) в данном случае. Они похожи в плане способа работы. слева графика расположены низкие частоты, справа высокие. Соответственно, если хотим изменить яркость гор на фоне неба, то работаем в левой части. а если мелких камешков на склоне, то в правой части. на графике у нас есть полоса. для яркости она серая полупрозрачная. на ней есть ДВА набора точек. одни расположены внизу и НЕ видны поскольку закрыты треугольниками (вздох), вторые видны и расположены посерёдке. те, что внизу, можно тянуть даже если кликать чуть выше нижней границы.

Вот если мы тягаем за нижнюю границу вверх, то мы выравниваем значения слизывая все детали заданного размера (часоты).

Если мы тянем за середину вверх - то мы усиливаем разницу.

можно для одной частоты одновременно изменить оба значения. насколько я понял логику, сначала применяется слизывание, а потом усиление. Таким образом в одном комплекте мы можем одновременно и убрать шум и поднять локальный контраст, причём сразу в разных частотных доменах. то есть для разных размеров.

Если мы теперь ткнём во вкладку "цвет", то сможем проделать всё то же самое с цветом. Полоса на графике будет бурая, полупрозрачная (серая останется видна, но мы её уже не касаемся). чем можно одновременно и убрать цветовой шум (и даже хроматические аберрации) и усилить насыщенность цвета у объектов определённых размеров.

Жуть? а ещё есть третья вкладка - края. в ней нет нижних точек, это не полоса, а линия. то есть бегунки только на срединной линии. она имеет принципиально другую функцию, она не меняет картинку, а определяет особенность того, как работают первые две вкладки. короче говоря, это просто сглаживание эффекта у границ, насколько я понял.

последняя крутилка внизу - "смешивание" - это просто степень усиления эффекта. оно при покидании модуля применяется к выстроенным построенным "кривым" и не сохраняется, как отдельное значение. ну и бог с ним :).

Модуль "подавление шума по профилю" (Denoise – profiled).

Понравился. Основан на реальных данных профилирования камер (делались снимки на разных исо). Работает чуток агрессивно, я уменьшил значение на очень шумном материале (дико тянутые малоконтрастные тени) до 0.66 и мне хватило. на нормальной картинки, скорее всего можно понизить значение гораздо больше.

Если камера не профилирована, можно либо сделать это самому, либо воспользоваться другими модулями.

Модуль "Подавление шума NLM" (Denoise – non local means).

Если не считать подавление "по профилю", то это понравилось больше всего. Основанно на усреднении с соседями. Уменьшал силу до 24%. работает, конечно, хуже, чем профилированное - всякие мелкие оттенки и переходы съедает :). веточки тоненькие станут равномерно окрашенными и тд. но работает в лабе, можно отдельно применять к L и a+b, в принципе, вполне.

Модуль "Подавление шума билатеральное" (Denoise – bilateral).

Пришлось покрутить подольше, чтобы стало приятнее. но оно подчёркивает края, и в моём случае выходило не фонтан, особенно с шумом на светлом небе.

Модуль "Подавление шума по матрице" (Raw denoise).

Вообще, согласно доке, это подавление шума на уровне рава (из dcraw). То есть не ПО матрице, а НА матрице :). я очень сильно тянул рав, поэтому оно практически не справилось с итоговым результатом.

Модуль "Оптических искажения" (Lens correction).

Модуль исправления оптических искажений. Как ни странно, не даёт самому править дисторсию, что мне непонятно в принципе. основывается на lensfun библиотеке, имеет кучу объективов в базе. Чтобы добавить свой, достаточно сделать снимок на расстоянии более нескольких метров, с парой горизонтальных линий проходящих через весь кадр, одной по краю, другой по центру. ну и какие-нибудь ветки яркие или ещё чего для хромы. после чего отправить их вот сюда: "http://wilson.bronger.org/calibration". далее автор lensfun уже сам.

Что вот можно руками крутить в модуле - это ХА. и это хорошо, поскольку при зуммировании модуль убирающий ХА на автомате работает, как попало.

Модуль "Масштабирование пикселов" (Scale pixels).

Масштабирование неквадратных сенселей.

Модуль "Вращение пикселов" (Rotate pixels).

Модулей для вращения сенселей расположенных "неквадратно".

Модуль "Удаление пятен" (Spot removal).

Нормально работает, можно кругами/эллипсами/рисованием делать маски. Правой кнопкой мыши удаляется, колесом изменяется размер.

Модуль "Подмешивание шума" (Dithering).

Модуль для дизеринга, на случай, если вдруг при экспорте в 8бит случится бандинг, может помочь.

Модуль "Выбитые пикселы" (Hotpixels).

Модуль для борьбы с горячими пикселями (в цепочке процессинга идёт одним из первых).

Модуль "Хроматические аберрации" (Chromatic aberrations).

Модуль авто борьбы с ха. В зумированом виде работает неверно, в силу оптимизаций ДТ дающего модулю данные из видимого окна, а не из всего снимка. лучше б кэшировали результаты работы на целом кадре после каждого фильтра, чесслово. надо смотреть на экспорте, пока не до того.

Модуль "Удаление каймы" (Defringe).

Это странное название для модуля по борьбе с хроматизмом положения (продольным) :).

и далее у нас идут модули для извращений

Модуль "Водяные знаки" (Watermark).

Водные знаки, ну и так понятно.

Модуль "Рамка" (Framing).

Создание рамки.

Модуль "раздельное тонирование" (Splittoning).

Ещё один вариант (был Цветокоррекция), только настроек больше.

Модуль "Виньетирование" (Vignetting).

Виньетирование, тоже и так понятно.

Модуль "Смягчающий фильтр" (Soften).

Смягчающий фильтр (эффект Ортона).

Модуль "Зернистость" (Grain).

Зернистость - и так понятно. Узернивание снимков :).

Модуль "Высокочастотный фильтр" (Highpass).

Усилиение резкости для мелких деталей, применять через маску->мягкий свет(или ещё какой режим наложения). В ФШ это "цветовой контраст". нету контроля частоты, так что непонятно, чем оно лучше того же Эквалайзера.

Модуль "Низкочастотный фильтр" (Lowpass).

Тут есть выбор по Гаусу/билатеральный, радиуса и эффектов - контраст/насыщенность/яркость.

Модуль "Ночное зрение" (Low light).

Сдвиг цвета для имитации ночного зрения. ночью мы видим далеко не все цвета и не так, так что ночные фотки можно пробовать обработать этим инструментом, для повышения достоверности. разбит по частотам.

Модуль "Свечение" (Bloom).

Ну, типа, свечение :).

Модуль "Перенос цветов" (Color mapping).

Интересный модуль. статистически исследует одно изображение и потом может наложить цвета/контраст на другое изображение. этакое тонирование по образцу. например, вечерним контрастным закатного цвета кадром тонируем неконтрастный и без солнца. получается любопытно. советую попробовать поиграться.

Модуль "Градиентный фильтр" (Graduated Density).

В принципе, вполне, мне понравился. Вкупе с параметрической маской, которую можно и инвертировать и по l/a/b крутить, с возможностью вращения/смещения, задания цвета/скорости затемнения. что ещё надо.

Модуль "Тонирование" (Colorize).

Ну, тонирование :).

И на этом модули и дока по ним закончилась :)

И, переходим к следующему этапу, подведём итог по модулям и составим для себя панельку избранных, убрав остальные. в общем, настроим-ка под себя. очередное желание доделки - сделать возможным изменять порядок модулей в панельке. такая простая и логичная штука, а нету. при этом изменение положения инстансов есть. ну да ладно.

  1. баланс белого.

    создать профиль, выбор пресета - камера, применять автоматически.
  2. хроматические аберрации.

    автоматом.
  3. дебайеризация.

    amaze, локальное среднее. автоматом.
  4. подавление шума по профилю.

    вейвлеты, сила 0.14, автоматом.

    минимальная шумодавка по дефолту. я под себя настраивал, зависит от матрицы и предпочтений, конечно.
  5. удаление пятен.

    по умолчанию выключено.
  6. оптические искажения.

    поскольку у меня все стёкла мануальные, выключен по умолчанию, но нужен.
  7. базовая кривая.

    родной профиль камеры для джпегов. по идее, это просто кривая аналогичная той, по которой родная камера готовит джпег, но у меня без неё плыли кое-какие цвета (может вылетали за гамут, не проверял). в общем, мне с ней всё равно удобнее, чем начинать с линейной кривой.

    выбрал свою камеру, автоматом.
  8. Удаление каймы.

    Пока не буду включать автоматом.
  9. Трансформации.

    Там можно наложить сетку по различным правилам - трети, золотое сечение, треугольники и тд. если оно вам надо, можно включить на автомате. так же, в модуле можно кропать края, для чего он мне в основном и нужен.
  10. Эквалайзер.

    Оставить для работы, но не включать.
  11. локальный контраст.

    оставить.
  12. кривая тоновоспроизведения.

    оставить.
  13. цветовой контраст.

    оставить.
  14. Заполнение светом.

    Оставить.
Модули, которые я изначально думал оставить, но которые лишь измучали меня усложнив процесс:

экспозиция.

маска - равномерная, светлота в HSV. ручной режим. применять автоматом.

тени и света.

билатеральный фильтр, тени=0, света=0, радиус 3, цвета 100%. автоматом.

контраст/яркость/насыщенность

зонная система.