Часть четвёртая. Мои выводы о Darktable.

Подведём выводы. Главная задача для любого рав конвертера это вытягивать максимум из рава минимумом усилий.

К сожалению (правда), Darktable не справляется ни с первым ни со вторым.

Вытягивание максимума крайне затруднено из-за проблем работы со светом и вшитой очерёдностью модулей. А про минимум усилий никто вообще отдельно и системно не думал.

По сути, проще экспортировать из Darktable сразу и продолжать пилить уже в ФШ с нуля, чем мучаться в ДТ. Те же кривые в лабе можно и в фш крутить даже с большим успехом, чем в ДТ.

Одна из главных проблем Darktable, на мой личный взгляд, заключена в том, что он очень сильно завален в область постобработки, где сделано огромное количество мощных наворотов и потрачено огромное количество человеко-часов, тогда как базовая работа с собственно "проявкой" сделана крайне плохо, если не сказать большего.

И это очень, очень жаль. Жаль потому, что в Darktable заложена очень хорошая основа - правильный процессинг с разными цветовыми моделями и точностью расчётов. На её основе можно было сделать проявщик, на фоне которого все нынешние коммерческие пакеты выглядели бы попросту смешно.

И вдвойне жаль, поскольку сделать для этого нужно вовсе не так много, просто шагать надо немного в другом направлении и решиться на некоторые перемены в подходе к обработке.

Как и в случае с сильным перекосом в область постобработки, та же болезнь наблюдается и у интерфейса - он обвешан кучей суперфункциональных рюшечек, тогда как базовые вещи попросту не сделаны. Например нельзя тягать слайдер ткнув мышкой в любое место, нужно попасть именно в крохотный треугольничек. Нельзя боковые панели сделать накладными-убирающимися. Нельзя отменить последнее изменение. И так далее. Базовых вещей нет, а сложные системы вроде "сравнения моментальных снимков" в наличии.

Все эти симптомы - верный признак известной "болезни".

Всё это обычное дело, когда разработкой управляют программисты. Функциональность убивает юзабилити.

Другими словами, логика использования подчинена не типичному потоку проявки фотографом, а внутренней логике обработки фотографий, идущей от возможностей разнообразных, не связанных между собой логически модулей.

Чтобы сделать из _имеющегося_ Darktable удобный конвертер, необходимо поменять всю идеологию интерфейса. нужно сделать мета-интерфейс, который объединит в себе функциональность из различных модулей под одним простым набором крутилок, соответствующим типичным потребностям проявки:

- экспозиция
- свет
- финальная коррекция светов, теней. - цвет, ха
- искажения
- креативные изменения вроде шарпов и тд.
- ну и далее уже отдельно любые модули по желанию
И суть не столько в последовательности, сколько в нахождении всех этих вещей в одном месте и работающих с предсказуемым результатом.

Впрочем, для работы со светом всё равно пришлось бы придумывать что-то новое.

Но всё это нереально. И не потому, что трудно или трудоёмко, а просто люди, скорее всего, не захотят ничего менять. По крайней мере, мне не удалось убедить их ни в чём из нужности вышеописанного, Программисты ведущие проект просто не видят в этом смысла. Ведь для програмера один экран со 150 настройками удобнее, чем система меню с вкладками прячущими часть настроек на 10м уровне вложенности :). И реализовать какую-нибудь сложную штуку гораздо интереснее, чем дорабатывать скучный интерфейс, да ещё пряча сложные штуки на которые убито столько времени.

В общем, в двух словах - в Darktable очень приятно работать с проявкой в плане цвета - в лабе никуда ничего не уплывает, и можно легко работать со сложными снимками. Однако при этом, работа со светом более, чем ужасна и сводит первое к нулю. Так же это усугубляет непродуманный, неудобный и негибкий чисто функциональный интерфейс.

Пользоваться Darktable я не буду. Буду как и раньше проявлять в Lightroom, при этом получая отвратительные снимки в плане цвета - синие веточки на фоне неба, перенасыщенные кислотные цвета и всё такое прочее. Но зато сокращу время проявки втрое-вчетверо и получу гораздо более предсказуемый результат со светами, а так же сберегу кучу нервов.

Печалька.

P.S. Если найдётся программист желающий сделать патчи для Darktable, делающие его более удобным (C и gtk3), то готов поучаствовать в плане продумывания того, что и как можно исправить для повышения удобства использования.

P.P.S. Если вас заинтересовал Darktable, то вы сможете найти разнообразную информацию о работе в нём на вот это сайте: http://rusdarktable.ru/.